Главная » 2013 Май 22 » Сценарии детских музыкальных сказок 2013
18:09 Сценарии детских музыкальных сказок 2013 | |
О, танец! Ты мечты моей стремленье!
Прекрасней ничего на свете нет, Чем торжество любви и вдохновенья, Оваций восхитительный букет! Фокстрот и танго, джайв и тарантелла, Король всех танцев старый, добрый вальс. И музыки чарующая сила Несет и кружит в звездном вихре вас! Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья, Мельканье рук, движенье бедер, ног … О, танец! Ты — великое творенье, Волнующий, божественный восторг! Татьяна Лаврова Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы хотим рассказать вам о танцевальной музыке. С древнейших времен танец связан с музыкой. В танцах разных народов отразились различные стороны их жизни, характера, темперамента. Из глубины веков дошли до нас названия таких танцев, как павана, аллеманда, сарабанда, куранта, жига и другие. Большая часть танцев, исполнявшихся когда-то на балах, народного происхождения, но попав «ко двору», они изменились. На характер движений и соответственно музыки оказывают влияние место, где танец исполняется (деревенский луг или дворцовый зал), кто его исполняет, а также костюмы танцующих: тяжелые, шитые золотом, украшенные драгоценными камнями платья знати или скромная одежда крестьян и простых горожан. В XVI веке многие празднества открывались гордой и плавной четырехдольной паваной (от латинского - «павлин»). За ней следовала более быстрая трехдольная гальярда(от итальянского - «веселая») с подпрыгивающим ритмом. К концу века итальянскую павану сменила немецкая аллеманда (от французского слова, означающего «немецкая») - величественный, несколько грузный танец-шествие, серьезный, неторопливый. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ-князей, владетелей графств и герцогств. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша -2/4, реже 4/4. Уже в XVII-XVIII в. в. аллеманда, сильно изменившаяся , становится частью старинной инструментальной сюиты, классические образцы которой встречаются у И.С. Баха и Г. Ф. Генделя. В сюиту вошли также куранта, сарабанда и жига. О куранте вести доходят с XVI в.(ее название происходит от итальянского - «течение» или от французского - «бегать»). Для нее характерны подвижный темп, скользящие движения, отличающиеся сложными затейливыми фигурами. Размер куранты трехдольный. В XVII в. популярна быстрая жига - народный танец, сохранившийся в Ирландии (в старину его любили английские моряки). Этот танец веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3,6,9 или 12 восьмых. С XVII века известна в Испании сарабанда. В начале XVII века сарабанда утвердилась в Испании и Франции, а потом и в других странах как бальный танец величавого, торжественного характера. Размер ее 3/4, как у куранты, но темп медленнее намного. Это танец-шествие. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Старинным испанским танцем -шествием является по своему характеру пассакалья(от испанских слов - «проходить» и «улица»). У нее трехдольный размер, медленный темп, торжественный характер. Пассакалье близка чакона. Слово это означает и танец, и старинную вариационную форму. В отличие от пассакальи чакона чаще представляет собой вариации не на неизменный (остинатный бас), а на определенную гармоническую последовательность. Гавот вошел в моду около 1660г. и на ближайшие полтора столетия стал одним из любимейших бальных и оперно-балетных танцев, был включен в сюиту. Хотя движениям гавота свойственна некоторая манерность, музыка его отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма, размер его четырехдольный. Такие черты гавот унаследовал от французских народных бранлей - «покачивающихся» хороводных танцев. Четырехдольный размашистый бурре пришел в бальные залы из французской провинции Овернь, где его танцевали обутые в сабо дровосеки - весело, с припрыжками и притопываниями, как будто уминая хворост(французское слово «бурре» и переводится как «связка хвороста»). Популярны в прошлом ригодон, паспье, лур. Ригодон — старинный французский танец двудольного размера. Характер танца живой, веселый, темпераментный. Паспье близкий менуэту, но более быстрый. Лур — старинный французский крестьянский танец. Получил свое название от музыкального инструмента(лура-волынка) в сопровождении которого обычно исполнялся. Движения танца медленные, плавные. Менуэт стал «королем танцев»в XVIII веке. По своему происхождению это народный хороводный танец родом из провинции Пуату на западе Франции. Название его образовано от двух французских слов: «па меню» - «мелкий шаг». Менуэт отличает трехдольный размер, обычно умеренный темп. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также по отношению к окружающим зрителям. В XIX веке вошли в моду ритмы новых бытовых и бальных танцев. Большинство из них также народного происхождения. Один из самых любимых — вальс. Родился в Австрии мой дед, Я тоже там увидел свет, А вскоре полюбил весь мир Моих мелодий нежный вихрь. Сейчас я закружу и вас - Чтобы узнали танец вальс. Вальс основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Размер его трехдольный; темп может быть умеренным и более быстрым, вихревым. У вальса есть предшественники среди народных танцев, один из них лендлер. Еще три века назад излюбленным бальным танцем в Польше стала мазурка — народный танец области Мазовия(мазур — житель Мазовии). Она родилась среди мазуров, смелых польских наездников, и поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Мазурка — темпераментный и щеголеватый танец. Как это часто бывало, народный танец приходил в танцевальные залы, салоны, нарядные гостиные и там менял свой облик. Но не так просто было «справиться» с мазуркой. Уж очень характерная у нее музыка. Не дает танцевать гладко и благочинно. Огневой танец! ... Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком … Так описывает мазурку А.С. Пушкин. Но мазурка не только музыкальное сопровождение танца. Как и вальс, она стала инструментальной музыкой. Очень любил мазурку Ф. Шопен. В форме этого народного танца он сочинил множество фортепианных пьес. Оркестровые мазурки мы слышим в балетной музыке. Краковяк (краковяки — жители города Кракова) отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой — его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она — плавно, изящно, он — с резкими притоптываниями. Другой польский танец , вышедший в XVIII веке за пределы своей родины — полонез (от французского слова, означающего «польский»). Таким танцем - шествием открывались сельские праздники и шляхетские балы. Так вот оно начало бала, Когда сквозь времени порез, Колонна пар затрепетала, С балкона грянул полонез! Под горделивое величественное звучание музыки — своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Элегический полонез, получивший название «Прощание с Родиной» сочинил М.К. Огиньский. В драматических полонезах Ф. Шопена воплотились черты национального характера. Название полька произошло, возможно, от чешского «половина»( в значении «полшага»). В середине XIX века этот чешский народный танец стал бальным. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере. Ей свойственны задор, юмор. Из танцев, распространенных в XIX веке назовем еще галоп, его размер двудольный. Название этого стремительного танца происходит от французского слова, означающего «скакать», «бежать». XX век принес в танцевальную музыку новые ритмы. В начале XX века большое распространение получил регтайм — форма городской танцевально-бытовой музыки, исполнявшейся северо-американскими неграми в небольших кафе и танцевальных залах. Регтайм отличал необычный ритм: на фоне однообразно мерного аккомпанемента в мелодии появлялись перебои, синкопы, которые как бы разрывали эту мелодию на части, и, казалось, пианист все время пытается собрать их вместе, упрямо повторяя один или два отрывка. В конце 10-х г.г. Регтайм вошел в моду как бальный танец. От него произошли тустеп, обладающий быстрым темпом, уанстеп (маршеобразный танец с двудольным размером), фокстрот. Фокстрот — бальный танец с умеренно быстрым темпом, двудольным размером, маршеобразным, слегка синкопированным ритмом. Легкий стремительный летний фокстрот, Он золотой краской солнечной мечен. Света зигзагами молний расцвечен. Мягкое па — и еще поворот. С 1924 г. фокстрот стали танцевать в быстром темпе. В США возник еще один бальный танец — вальс-бостон, унаследовавший от классического венского вальса трехдольный размер и вращательное движение; темп его стал более медленным, а общий характер сентиментальным. В XX веке одним из популярных танцев стало танго. Танго мое Танец огненной страсти Снова звучит Этот чудный мотив. Танго мое Давней юности счастье Птицей кружит, Мою душу пленив! Оно ведет свое начало от старинного испанского танца стиля фламенко. Темп танго медленный, основное движение — скользящий шаг, свободно варьируемый танцующими, размер двудольный. Румба — бальный танец мексиканского происхождения, использующий элементы кубинского народного танца; размер румбы двудольный, темп от оживленного до быстрого. Интересные оригинальные танцы разрабатывают европейские хореографы. Это липси, созданный в Германии, летка-енка, пришедшая из Финляндии, сиртаки из Греции, советские бальные танцы, построенные на основе народных. Вместе с распространением дискотек появляется танцевальная музыка в стиле диско. Ребята, наш концерт подошел к концу. Благодарим за внимание. До новых встреч! Программа концерта: 1. Г. Форе Павана 2. Д. Фрескобальди Гальярда 3. И.С. Бах Аллеманда 4. Г.-Ф. Гендель Куранта 5. Д. Циполи Сарабанда 6. Л. Моцарт Жига 7. Г.-Ф. Гендель Пассакалья 8. Г.-Ф. Гендель Чакона 9. Ф. Госсек Гавот 10. Л. Моцарт Бурре 11. Г.-Ф. Гендель Ригодон 12. И. Л. Кребс Паспье 13. Г.-Ф. Телеман Лур 14. Л. Моцарт Менуэт 15. Ф. Шопен Вальс ля минор 16. Р. Глиэр Мазурка 17. М.И. Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин» 18. И.С. Бах Полонез 19. М. Сидрер Полька 20. А. Казелла Полька-галоп 21. М. Шмитц Регтайм 22. А. Цфасман Фокстрот 23. А. Пьяццолла Либертанго 24. А. Цфасман Румба | |
|